Абажуры и плафоны – купить на Ярмарке Мастеров | Ручная работа и хенд мейд

Анализ рынка светильников в россии — маркетинговое исследование гидмаркет

Актуальность исследования
Рынок светильников находится в состоянии постоянной модернизации. Происходит замена устаревшего оборудования на новые светодиодные технологии. Современные системы предлагают не только более качественное освещение, но и автоматическое управление им


Цель исследования
Анализ состояния рынка светильников в России, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок светильников


Содержание 

Часть 1. Обзор российского рынка светильников

1.1. Основные характеристики рынка

1.2. Динамика объема рынка светильников 2021-2020гг. Потенциальная емкость рынка

1.3. Оценка факторов, влияющих на рынок

1.4. Стадия жизненного цикла рынка светильников

1.5. Конкуренция со стороны товаров-заменителей

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке светильников

2.1. Крупнейшие игроки на рынке

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

2.3. Профили основных игроков

Часть 3. Анализ производства светильников

3.1. Объем и динамика внутреннего производства светильников

3.2. Доля экспорта в производстве светильников

3.3. Сегментация производства светильников по регионам

3.3.1. Производство по федеральным округам

3.3.2. Производство по субъектам РФ

Часть 4. Анализ внешнеторговых поставок светильников

4.1. Объем и динамика импорта светильников

4.2. Структура импорта

4.3. Объем и динамика экспорта светильников

4.4. Структура экспорта

Часть 5. Анализ потребления светильников

5.1. Динамика объема потребления светильников

5.2. Анализ результатов проведенных тендеров на закупку

Часть 6. Ценовой анализ

6.1. Средние цены производителей по федеральным округам

6.2. Средние потребительские цены по субъектам РФ

Часть 7. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

Часть 8. Прогноз развития рынка светильников до 2025 г.

Часть 9. Рекомендации и выводы


Отрывок из исследования 

Часть 1. Обзор российского рынка светильников

1.1. Основные характеристики рынка

Рынок светильников находится в состоянии …

Большую часть российского рынка составляют компании, …

Крупнейшие производители светодиодной продукции в России организовали …

Многие предприятия поддерживают программу …

Тем не менее, на рынке светильников преобладает … продукция, доля которой в целом имеет … С 2021 г. доля импортной продукции … п. п. и по итогам 2020 г. составила …%.

Пандемия коронавируса covid-19 оказала влияние на …

1.2. Динамика объема рынка светильников 2021-2020гг. Потенциальная емкость рынка

Объем рынка светильников в 2021-2020 г. ежегодно … За пятилетний период рынок … млрд руб.

По итогам 2020 г. объем рынка светильников составил … млрд руб., … 2021 г. на …%. Значительное влияние на колебания объема рынка оказывает …

Постоянное улучшение инфраструктуры городов, внедрение инновационных световых решений будут … Существует также потребность населения в … Аналитики ГидМаркет оценивают потенциальную емкость рынка в …%.

В структуре выручки от реализации светильников на протяжении всего исследуемого периода доминирует … ФО, занимая в 2020 г. …% в совокупном объеме. На втором месте – … ФО с долей …%.  Лидирующие позиции данных федеральных округов связаны в первую очередь с …

1.3. Оценка факторов, влияющих на рынок

Основными факторами, традиционно влияющими на рынок России и формирующими тенденции развития по отраслям, являются социально-демографические, технологические, экономические и политические группы факторов. 

Экономические

Динамика ВВП

ВВП – это макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления. 

Динамика ВВП РФ является определяющей в векторе развития всей экономики страны и определяет ключевые тренды потребительского платежеспособного спроса, экономической активности.

В 2021-2021 гг. темп прироста ВВП был …, но постоянно …, а в 2021 г. был …. В 2021 г., на который пришелся пик кризиса в государстве, снижение ВВП составило …% по сравнению с предыдущим 2021 г., и так как динамика ВВП прямо пропорциональна благосостоянию …

В 2021 г. ВВП …, по итогам 2021 г. данный показатель демонстрирует …

По результатам 2021-2021 г. динамика ВВП положительная, но, …

В 2020 г. снижение ВВП России согласно …, составило …%. Это самое большое падение ВВП с 2009 г. — тогда экономика страны сократилась на …%. Как отмечают в Росстате, снижение ВВП связано в основном с …

ВВП РФ, по оценке Минэкономразвития, за январь-май 2021 г. вырос на …% к соответствующему периоду 2020 г., при этом в апреле 2021 г. на …

Социальные

Технологические

Политические

Завершая оценку факторов воздействия на российский рынок светильников, обобщим ключевые из них в рамках STEP-анализа.

По результатам выполненного STEP-анализа, факторы макросреды оказывают на развитие рынка светильников … влияние, однако, из-за резко негативного влияния на рынок …

Среди положительных факторов следует отметить …

1.4. Стадия жизненного цикла рынка светильников

1.5. Конкуренция со стороны товаров-заменителей

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке светильников 

2.1. Крупнейшие игроки на рынке 

Рынок светильников в России еще … После введения санкций началось … Приведем список крупнейших компаний-участников рынка светильников по состоянию на 2020 г., которые …

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов 

По состоянию на 2020 г. крупнейшим оператором рынка светильников в России, по оценке ГидМаркет, является компания …, доля которой составляет …%. ООО «…» и ООО «…» занимают …% и …% рынка соответственно. Значительно ниже доля …  Прочие участники рынка занимают …% рынка светильников. 

С точки зрения конкурентной концентрации рынок относится к … (индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI …). …

2.3. Профили основных игроков

… «…»

Часть 3. Анализ производства светильников

3.1. Объем и динамика внутреннего производства светильников

Производство российских светильников … в 2021 г. на …%. Данный … являлся …, так как еще в 2021 г. производство светильников в России составляло … млн шт. Так же на … в 2021 г. повлиял рост …

С 2021 г. производство светильников в России ежегодно … По итогам 2020 г. российское производство составило … млн шт., что …%. 

Выручка лидеров отрасли ежегодно …. Компания ГидМаркет оценивает, что в 2020 г. совокупный объем выручки ТОП-5 предприятий-производителей светильников составил … млрд руб., увеличившись относительно 2021 г. на …%.

3.2. Доля экспорта в производстве светильников

Доля экспорта на рынке светильников имеет … динамику. В 2021 г. доля экспорта в исследуемом периоде была …%. По итогам 2020 г. доля экспорта в производстве составила …%, что выше уровня 2021 г. на … п. п.

3.3. Сегментация производства светильников по регионам

3.3.1. Производство по федеральным округам

Наибольший удельный вес в производстве светильников за период 2021-2020 гг. неизменно занимают … и … ФО. В 2020 г. на долю … ФО пришлось …% производства светильников, доля …

3.3.2. Производство по субъектам РФ

В пятерку регионов-лидеров по объемам производства светильников в 2020 г. вошли … (…%), … область (…%), …

Часть 4. Анализ внешнеторговых поставок светильников

4.1. Объем и динамика импорта светильников

На протяжении 2021-2020 гг. динамика импорта светильников в Россию носит … Так, в 2021 г. объем импорта …% из-за значительного роста поставок из … (… тыс. тонн или …% к 2021 г.) и … В 2021 г. объем импорта …% относительно 2021 г. – …

По итогам 2020 г. импорт светильников в Россию …% и составил … тыс. тонн. … при этом в 2020 г. сократил поставки на … тыс. тонн, … тыс. тонн. 

В стоимостном (долларовом) выражении динамика … В 2020 г. объем импорта светильников составил … млн долл., что … 2021 г. на …% В рублевом выражении объем импорта в 2021-2020 гг. …%, что связано в первую очередь с …

4.2. Структура импорта

В разрезе стран-импортеров … на протяжении всего исследуемого периода занимает прочную лидирующую позицию, которую с …% в 2021 г. увеличил до …% по итогам 2020 г. Прочие страны в 2020 г. занимают всего …% импорта светильников в Россию.

4.3. Объем и динамика экспорта светильников

Динамика экспорта светильников в 2021-2020 гг. имеет … 

Значение показателя находится в пределах … тыс. тонн. По итогам 2020 г. поставки за рубеж …%, в основном за счет …

Объем экспорта светильников из России в денежном выражении в 2020 г. составил … млн долл. США. Падение относительно 2021 г. …%, относительно 2021 г. отмечается …%.  Наибольшее значение экспорта за период 2021-2020 гг. отмечено в … г. с показателем … млн долл. США.

Внешнеторговый баланс на рынке светильников в 2021-2020 гг. находится в зоне … значений: импортные поставки … В 2020 г. баланс составил … млрд руб., что стало …

4.4. Структура экспорта

Основной объем светильников, в стоимостном выражении, экспортируемый из РФ в 2020 г. поставлялся в … – …%, … – …% и … – …%. В каждую прочую страну Россия экспортировала …

Часть 5. Анализ потребления светильников

5.1. Динамика объема потребления светильников

Оценка объема потребления светильников выполнена аналитиками ГидМаркет из расчета отношения … 

Динамика потребления светильников ежегодно показывает … С 2021 г. потребление …% с … до … руб./чел. в 2020 г. 

5.2. Анализ результатов проведенных тендеров на закупку

За 2020 г. количество тендеров, в которых упоминаются светильники увеличилось на …% относительно 2021 г. Наиболее крупные тендеры компании проводят по …

Помимо светильников в закупках зачастую требуются …

Ввиду большого количества тендеров на закупку светильников в таблицу включены завершенные тендеры с суммами контрактов более 100 млн руб.

Закупку светильников с НМЦК более 100 млн руб. за исследуемый период объявляли в … регионах. Лидером стала … область с долей …%. На втором месте …

Среди заказчиков светильников по общей сумме проведенных тендеров лидируют ООО «…» – …%, ПАО «…» – …%, …

Часть 6. Ценовой анализ

6.1. Средние цены производителей по федеральным округам

Цены производителей на рынке светильников представлены …

Средняя цена производителей в 2020 г. составила … руб./шт., в первом полугодии 2021 г. стоимость светильников от производителей …%. При этом дороже всего светильники производителей … федерального округа – … руб./шт. в янв.-июн. 2021 г.

6.2. Средние потребительские цены по субъектам РФ

Цены на светильники зависят от …

Самые простые модели российского производства можно купить за …

По данным Росстата, средние потребительские цены на потолочный светильник за 2021-июн. 2021 гг. …%. Средняя розничная стоимость за первое полугодие 2021 г. на российском рынке составила … руб./шт. Наиболее высокие цены отмечаются в … – … руб./шт. и … – … руб./шт. Дешевле всего потолочные светильники в …

Часть 7. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

… факторы инвестиционного климата рынка светильников доминируют над … Комплексная оценка факторов инвестиционной привлекательности составляет … балла – … инвестиционный климат. 

Наиболее значимые положительные факторы. …

Наиболее значимые негативные факторы. …

Часть 8. Прогноз развития рынка светильников до 2025 г.

Часть 9. Рекомендации и выводы


Диаграммы

Диаграмма 1. Соотношение импортной и отечественной продукции на рынке светильников, 2021-2020 гг., %

Диаграмма 2. Динамика объема рынка светильников, 2021-2020 гг., млрд руб.

Диаграмма 3. Динамика ВВП РФ, 2021- май 2021 гг., % к прошлому году

Диаграмма 4. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, руб. за 1 доллар США, 2021-июл. 2021 гг.

Диаграмма 5. Ввод в действие жилых домов в РФ в 2021-2020 гг., млн м2 общей площади

Диаграмма 6. Ввод в действие коммерческих зданий в РФ в 2021-2020 гг., млн м2

Диаграмма 7. Динамика численности населения РФ, млн чел., на 01 янв. 2021-2021 гг.

Диаграмма 8. Динамика реальных доходов населения РФ, % к прошлому году, 2021-1 кв. 2021 гг.

Диаграмма 9. Стадия жизненного цикла отрасли

Диаграмма 10. Доли крупнейших конкурентов на рынке светильников в 2020 г., %

Диаграмма 11. Динамика объемов производства светильников в РФ за 2021-2020 гг., млн шт.

Диаграмма 12. Динамика совокупного объема выручки крупнейших производителей (ТОП-5) светильников в России, 2021-2020 гг., млрд руб.

Диаграмма 13. Доля экспорта в производстве за 2021-2020 гг., %

Диаграмма 14. Производство светильников в России по субъектам РФ, 2020 г., %

Диаграмма 15. Объем и динамика импорта светильников в натуральном выражении, 2021-2020 гг., тонн

Диаграмма 16. Объем и динамика импорта светильников в денежном выражении, 2021-2020 гг., тыс. долл. США

Диаграмма 17. Динамика экспорта светильников в натуральном выражении, 2021-2020 гг., тонн

Диаграмма 18. Динамика экспорта светильников в денежном выражении, 2021-2020 гг., тыс. долл. США

Диаграмма 19. Баланс экспорта и импорта, 2021-2020 гг., млн руб.

Диаграмма 20. Структура экспорта по странам в 2020 г., %

Диаграмма 21. Динамика потребления светильников в денежном выражении, 2021-2020 гг., руб./чел.

Диаграмма 22. Доли регионов поставки светильников по общей сумме среди торгов стоимостью более 100 млн руб. в 2020 г. – июн. 2021 г., %

Диаграмма 23. Доли заказчиков светильников по общей сумме среди торгов стоимостью более 100 млн руб. в 2020 г. – июн. 2021 г., %

Диаграмма 24. Прогноз объема рынка в 2021-2025 гг., млрд руб.


Таблицы

Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок светильников

Таблица 2. Основные компании-участники рынка светильников в 2020 г.

Таблица 3. Профили компаний-участников рынка светильников в 2020 г.

Таблица 4. Динамика производства светильников в РФ по федеральным округам, 2021-2020 гг., тыс. шт.

Таблица 5. Структура импорта светильников по странам-импортерам в 2020 г.

Таблица 6. Данные по тендерам на закупку светильников, объявленных в 2020 г. – июн. 2021 г., с НМЦК более 100 млн руб.

Таблица 7. Средние цены производителей на рынке светильников по ФО, 2020-июн. 2021 гг., руб./шт.

Таблица 8. Средние потребительские цены на потолочный светильник по субъектам РФ, 2021-июн. 2021 гг., руб./шт.

Таблица 9. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка светильников

Таблица 10. Прогнозные показатели развития экономики РФ

Из it-индустрии – в ремесло: как заработать на дизайнерских светильниках

Константин Ламин ушёл из большого бизнеса в мир ручного труда – и теперь вполне
доволен жизнью

Константин Ламин занялся бизнесом ещё на втором курсе института и с тех пор ни дня не работал по найму. У серийного предпринимателя были компании в разных сферах: хайтек, IT, юридической, медиа. Примерно полтора года назад обстоятельства сложились так, что ничего этого в живом виде не осталось. Тогда он решил заняться тем, что давно нравилось – дизайном светильников. Как до этого дошло и что из этого вышло – Константин Ламин рассказал порталу obumage.net.

Константин Ламин

Первый опыт

В институт я пошёл заниматься искусственным интеллектом. Наверное, сыграла свою роль фантастика. Программирование мне нравилось, давалось легко. Но чтобы что-то делать в этой сфере, нужны были ресурсы. На втором курсе я занялся бизнесом. Это было совместное предприятие – пятеро студентов, которые разрабатывали софт на заказ. Конечно, всем хотелось заработать денег. Но нами двигало ещё и то, что в техническом плане институт сильно отставал, а нам интересно было разобраться, как реально сегодня работает индустрия.

Я там со временем стал кем-то вроде директора – искал заказы, организовывал процесс. Но и софт тоже писал. За что мы только не брались! Студенты же – мозгов много, идей ещё больше. Делали систему автоматизации морской страховой компании, банковскую систему криптографии. Автоматизация уже тогда была перспективной нишей. Но не так-то просто взять подряд у крупного предприятия, когда у каждого есть своя придворная конторка.

В таком виде компания просуществовала до пятого курса. Честно говоря, бизнес у нас был дохленький, прибыль – от случая к случаю. Ни у кого из партнёров особенной предпринимательской жилки не проявилось. Закончив институт, все разбежались кто куда: один уехал в Финляндию, другой связался с Oracle и т.д. Все нормально устроились.

А я оказался один – в приличном офисе, который снял на перспективу в центре города. Что делать? Из ступора меня вывел старший товарищ, предприниматель. «Радуйся, – говорит, – от балласта избавился!» Я подумал – а, может, и правда. И дальше стал работать один.

Константин Ламин

Набрал людей, мы начали активно торговать софтом, появились деньги. Я решил расширяться. Вместе с бывшим прокурором открыл юридическую фирму «Титан-консалтинг» на Литейном. В основном, продавали допуслуги тем, кто у нас покупал юридический софт. На тот момент сложилась уже большая база.

Одно время мы были даже одним из основных регистраторов, но через пять лет я из этого бизнеса вышел. Главная причина – у нас просто нет такой формы партнёрства с адвокатами, при которой они бы не уводили клиентов. Скажем, на Западе адвокат сто раз подумает, прежде чем на это пойти – он может вылететь из пожизненного партнёрства, потерять позиции в рейтингах, степень. У нас ты вкладываешь деньги в поиск клиентуры, а потом она кусками отваливается вместе с адвокатами. Да и вообще, оказалось, что этот бизнес – не про мозги, а про связи и «вот это вот всё». В общем, вышел.

Поход на Запад

В IT-разработке я видел две перспективы: сидеть на заказах или делать что-то своё, чего на рынке вообще нет. Опыт показывал, что развиваться за счёт крупных контрактов не получится. Дело не в конкуренции, просто у кого-то есть родственник-министр, а у кого-то нет. Но и с собственными разработками тоже было грустно – этот рынок в России в 2000-м году был копеечный. Оставалось идти на Запад. Ну, почему бы и нет?

Мы решили разработать систему распознавания речи. Я с помощью своего научного руководителя нашёл людей, собрали команду. Сделали прототип и поехали на выставку SpeechTek в Нью-Йорке. Там – стенды, музыка, шум. И у всех распознавание в таких условиях работает плохо, а у нас – хорошо! Пошла пресса.

Воодушевлённые успехом, мы решили обратиться напрямую к большим заказчикам, чтобы продать им свою технологию. И столкнулись с местным квасным патриотизмом. Например, Hewlett Packard выпускал наладонник (карманный ПК) – это был продукт, в который мы идеально попадали со своим ПО. Мы говорим: «Попробуйте, всё работает, вам нужно только микрофон поставить». Они отвечают: «Извините, мы работаем с IBM». Мы: «Ну, работайте, но у них же нет такого продукта, а у нас есть». Они опять: «Вы не поняли. Мы работаем с IBM». Таких попыток было несколько – и все без толку.

Многие проекты в сфере high tech кроме удовольствия и знаний ничего мне не принесли. Но это тоже немало, не на яхту спалил и не на домик

Не вышло с B2B, пошли в B2C. В 2002 году сделали речевой органайзер – по-моему, первыми в мире. Можно было поставить себе программу – и не писать, а наговаривать контакты, задачи и т.п. За эту разработку мы получили первый приз в конкурсе Best Software Award. Второй, кстати, достался IBM.

Этот софт мы успешно продавали, пока функцию распознавания речи не подмяли под себя Google и Apple, встроив её в операционку. В какой-то момент спрос просто иссяк.

В это время в России при министре обороны Сердюкове была предпринята попытка привлечь успешные частные компании к разработке военных технологий. К нам обратились через РУССОФТ насчет интерфейса для систем экипировки «Ратник». Получили приглашение поучаствовать в программе, представили прототип на выставке в Кубинке и победили в конкурсе. А дальше проект завяз: до нас доходили сведения, что какой-то подполковник нас продвигает, но контракт на электронику уже отдали другому предприятию. В итоге на «Ратник» урезали финансирование. И Минобороны сказало: упс, ребята, извините.

Было весело

В общем, за 20 лет предпринимательства я многое успел попробовать. У меня была международная IT-компания Speereo Software UK, локальный IT-аутсорсер ComputerProf, юридический бизнес, продюсерская компания (подразделение «Титан-информационный сервис»), даже агробизнес – купил землю в Ставрополье, которую сдаю местным фермерам.

У всех этих проектов сложилась разная судьба. Например, убыточный IT-аутсорсер (обслуживание IT-инфраструктуры небольших компаний) увёл директор – и быстро закрыл. Думал, что я его с деньгами обманывал. Там невысокая прибыль, много «леваков». Всё, что зарабатывали от обслуживания пары сотен клиентов, вкладывали в расширение.

Константин Ламин

Веселее всего было в IT и высоких технологиях. Миллионы пользователей. Контракты на исследования с Toyota, Intel, Sony, Nokia. Мы сделали автомобильную систему распознавания речи – можно было управлять голосом. Придумали несколько решений для мобильных телефонов. Прошерстили весь «крупняк» в мире и всю VC-грядку в России. Вступили в Сколково (как по мне – мёртворожденная затея). Даже Google хотел нас купить, но не срослось.

Примерно полтора года назад обстоятельства сложились так, что ничего этого в живом виде не осталось. И я решил заняться дизайном светильников.

Да будет свет

На самом деле мне давно уже хотелось зарабатывать тем, что нравится, и не превращаться постепенно в злобного корпората. Чтобы не было лишней суеты и постоянной паники. Но «институт, экзамены, сессия».

У этого перехода от бизнеса к ремеслу есть ещё одна причина – некое крушение иллюзий. Я сейчас говорю не про уверенность в себе: в этом плане бизнесмены – бешеные оптимисты. Без этого никак. Я говорю про иллюзии такого плана, что ты можешь играть по правилам и оставаться порядочным человеком, не носить деньги направо и налево. А если не играешь по правилам, то надо заниматься чем-то попроще, в формате «человек – человеку».

Если делаешь своё дело хорошо – материально всё устраивается. Это не значит, что о прибыли не надо думать. Надо – но во вторую очередь

На моей улице расположено несколько магазинов светильников – я, как ребёнок, мог часами завороженно смотреть на некоторые произведения. Много лет я дарил хорошие светильники по случаю и без. Листал каталоги в интернете. В какой-то момент обратил внимание на несколько интересных ниш в этом бизнесе.

Во-первых, крупногабаритный свет. Я хотел подарить сестре шестиметровый пролётный светильник для спиральной лестницы – и не нашёл такой в России. Понятно, почему. Потому что везти дорого, объёмный вес большой, высота у всех разная.

K-lama

Вторая ниша, которую я увидел – это дизайнерский свет, который традиционно поставляла Европа. Но в последние годы Европа сильно подорожала, а при этом окончательно превратилась в Китай. Наконец, третья привлекательная ниша, которую я увидел – светильники из дерева. У нас оно дешевле, чем везде.

В общем, я решил, что на этом рынке есть место. Осталось проверить – смогу ли я? Сделал небольшую коллекцию. Показал её знакомым дизайнерам. Они говорят: «Круто». После этого уже начался какой-то бизнес.

Самое сложное – это дизайн

Делал всё сам. Навык у меня был: когда мы производили электронные устройства, сами делали и начинку, и корпуса. В технологии я разбирался. Какие-то методы обработки дерева постигал в процессе.

Самое сложное в производстве света – это дизайн. Я этому не учился, это врожденное. Без вкуса в дизайне делать нечего. Но плохо, если дизайнер рисует то, что не понимает, как сделать. Обычно это заканчивается массой переделок и непонятным продуктом на выходе.

K-lama

Я выложил фотографии в соцсети – и довольно быстро про меня узнали представители крупной сети магазинов света, позиционирующей себя как немецкая компания. Предложили сделать серию под совместной маркой. От меня требовалось придумать пять концептов, которые мы могли бы пустить в производство. Это была новая планка – европейский уровень. Задача интересная и прибыль обещала быть хорошей – стоимость светильников в коллекции доходила до 70 тысяч.

Но пока я делал коллекцию, магазины сменили концепцию – ушли в бюджетный сектор. Раньше у них были хорошие вещи, которые люди перестали покупать, потому что нет денег. Перешли на ширпотреб – народ там теперь толпится. Это жизнь. Впрочем, я не прогадал – распродал коллекцию в течение нескольких месяцев.

Что это за рынок

Производство дизайнерских светильников в России – очень маленький рынок. Более 95% светильников в стране – это Китай и Китай под видом Европы. Понятно, что у тех же итальянцев есть классные вещи. Но то, что показывают на выставке в Милане, в Россию если и возят, то редко и под заказ. Нет спроса.

Потребители малоквалифицированны и слишком бедны в своей массе. Российский светильник в их голове – это то, на чём можно сэкономить. Люди искренне не понимают, как можно просить за торшер 70-100 тысяч рублей. Или миллион-полтора за люстру. Иногда пишут мне гневные письма.

K-lama

Я заметил, что интерьерные вкусы в России сформированы кино и сериалами. Появился в них лофт – и вот он у нас. Стала популярна «Игра престолов» – пошла мода на «грубое» дерево. Впереди у нас киберпанк. Он уже засветился в сериалах – взять тот же «Видоизменённый углерод».

Уникальный светильник – это дорого. Цена в 50 тысяч рублей – низкая, если речь идёт не о серии. Потому что дизайн и разработка входят в стоимость одной, а не миллиона копий. Технологическая подготовка, оснастка, инструмент, поиски поставщиков материалов и компонентов – тоже. В чём-то, эта ниша похожа на современное искусство. Здесь, помимо уникального дизайна важны прецеденты, знаковые покупатели.

Есть ниши, которые не закрываются китайскими фабриками. Те же крупные светильники для общественных пространств – их везти слишком дорого. Или светильники для храмов – тут нужно быть глубоко в теме. Есть сверхконкурентные ниши – например, технологически простые светильники, копии и «перепевки» известных образцов. В этом секторе российские производители более активны. «Перекитаивать» Китай – это хоть и скучно, но может быть выгодно. Стоимость труда у нас теперь почти сравнялась.

K-lama

Если говорить про мир, то есть дизайнерские конторы в США и Европе, которые не конкурируют с Китаем, а отстраиваются от него. Делают то, чего ещё нет на рынке, используют другие материалы.

В России никакого сообщества в сфере дизайнерского света нет – слишком малый сегмент. Спасает Pinterest: минимум слов – максимум идей.

Первые уроки

Первыми моими покупателями стали дизайнеры, которые отделывали магазины и кафе. Потом я выставил образцы в партнёрском магазине, там тоже что-то купили. Пошёл в магазины светильников с предложением выставить свой товар. Это был не очень удачный опыт – комиссия убивает рентабельность. Совсем бестолковым оказался поход к дизайнерам интерьеров. Но надо было попробовать.

За год я продал 20 светильников. И кардинально поменял стратегию: от частных потребителей – к общественным пространствам, от готовых изделий – к индивидуальным заказам.

Почему так? Появление дизайнерского светильника в общественном пространстве – магазине, кафе или культовом сооружении – это бесплатная реклама. В частных интерьерах она работает плохо. Не стоит рассчитывать на то, что какой-то крупный бизнесмен порекомендует вас двадцати друзьям. В этой среде пока ещё цветёт показное потребление, и покупать что-то у русских – не круто. Даже если такое случается, заказчик говорит (а иногда и думает), что это Европа.

K-lama

Работать с частными интерьерами хорошо, когда у бренда уже есть известность. При раскрученном бренде высокая цена никого не смущает. Моя сегодняшняя цель – наработать имя на общественных заказах, а потом – запустить серийные вещи.

Одним из главных удивлений стало то, что дизайнеры интерьеров совсем не смотрят в сторону местных мастерских света. Многие из них сидят на комиссии от салонов. Большая часть заказов от дизайнеров выглядит так: «Видишь вот это (какой-то предмет с выставки или из интернета)? Сделай дешевле». Ну, а мне это зачем?

Чем интересны общественные пространства

Каждый месяц в Питере открывается десяток «концептуальных» кафе. Среди них есть и такие, которые сделаны по уму. Они ищут атмосферные вещи. В таких местах люди готовы платить за уникальность, за красоту.

Кроме кафе есть магазины. Торговых площадей строится много – и их все надо украшать. Причем не только сами отделы внутри, но и коридоры, холлы. Но в эту нишу надо попасть. Пока у меня заказывал светильник только маленький рыбный магазин.

K-lama

Есть ещё наружные пространства, уличное освещение. Я сейчас делаю серию фонарей в стилистике одного элитного поселка.

И наконец, есть храмовый свет – это отдельная история, очень важная для меня.

Светильник для храма

В эту нишу я попал случайно. Знакомый игумен увидел, чем я занимаюсь, и говорит: а можешь нам светильник сделать? Попробую. Сделал – пошли другие заказы.

Светильники для храмов – это сфера, монополизированная Софрино (художественно-производственное предприятие РПЦ – прим. редакции). Желающих конкурировать с ними особо нет – тут требуется особая стилистика. Иногда встречаются переделки свечных церковных светильников под электричество – но это до первого пожарного.

Несмотря на монополию Софрино, я в эту сферу спокойно зашёл. Возможно, играет роль, что по цене мы дешевле. Мне платит не РПЦ, а их спонсоры.

K-lama

Сейчас у меня в работе уже пятый такой светильник. Один готов, висит в храме на подворье Валаамского монастыря в Приозерске. Про остальные не могу пока рассказывать. Но два будут в Ленобласти, два в Питере. Все заказы разные, делаются от трёх месяцев до года. Вес – от 20 до 400 кг. Стоимость – от 150 тысяч до трёх миллионов.

Храмовый свет имеет свою специфику. Во-первых, материалы должны быть долговечными – от ста лет службы. Пластик, любой ржавеющий металл исключены. Матовые краски не используются, всё должно быть зеркальным. Нормы по безопасности выполняются на 100%.

Это большие сложные помещения, которые непросто осветить от стены до стены, там направленный свет. Поэтому в большинстве соборов темно. Каким-то настоятелям это нравится, кажется атмосферным. Другие просят, чтобы было светло везде.

K-lama

В храмы других конфессий я не обращался – как православному, мне понятен символический язык РПЦ, а там он свой. К тому же не православных храмов у нас – единицы.

Если в 2021 году я сделал 20 светильников, в основном, для частных интерьеров, то в этом году я планирую выполнить всего четыре заказа. Все – светильники для храмов, которые в 20 раз больше и дороже тех, что делаются под частника. Количество меньше, но рентабельность выше.

Экономика предприятия

Стартовые вложения составили 200 тысяч рублей. Проект окупился за год, в 2021 году оборот составил около 300 тысяч рублей.

У меня ИП, и пока налоговые каникулы. Кредитных средств я не привлекал, хотя расходов поначалу было много. Эпизодические продажи не покрывали начальных вложений.

В цене нормального по экономике изделия примерно половина – это материалы, компоненты и внешние специализированные услуги (резка, гравировка, окраска, покрытия). Если изделие первое в серии, экспериментальное, то бывает, что затраты больше. Остальное – стоимость моего труда и прибыль. Если на это накинуть 100% накрутки магазина, то это бьёт по мне или покупателю.

K-lama

В малой серии (5-10 штук) экономика немного другая – там есть место торговой наценке. Нужно нащупать свои хиты, чтобы вморозить средства в серию. Я пока не нащупал. Все были проданы по одному экземпляру. Хотя лично мне особенно нравится деревянная
люстра-балка «Вира». Она получилась очень настоящая, вне времени, символизирует переход от глянца к брутальности.

Преимущество маленького бизнеса – это отсутствие затрат на офис, штат, кредиты и рекламу. Вместо этого – партнёры на ряд технологических операций, долговременные отношения с поставщиками. Всё, что можно, делаешь сам. Не умеешь – учишься. Мне хватает мастерской в собственном доме и накопленного за годы относительного «богатства» оборудования. 

Постоянно ищешь новые технологии, материалы. Питер в этом плане – хороший город. Каждый станок или установка на бывшем заводе теперь – отдельная фирмочка. Есть все технические возможности. Меньше, чем в Китае, зато быстрее и «глядя в глаза». Можно договориться и самому встать к лазерному раскройщику, чтобы рабочий не поцарапал полированный лист.

K-lama

Помощников я обычно привлекаю, когда нужно собрать и повесить большую вещь. У подрядчиков заказываю покрытие и резку, сложную металлообработку. В этом году планирую привлекать людей на сборку. Наверное, ещё возьму логиста, потому что много времени уходит на транспортировку.

Все заказы, которые были до сих пор, пришли из Санкт-Петербурга, Ленобласти и Москвы. Столица – конечно, более платёжеспособный рынок, и мне бы хотелось на него выйти. Для этого нужны партнёры и рекомендации. Я как раз над этим работаю.

Как всё делается

Работа состоит, в основном, из мечты и реализации. Сначала появляется идея – эффект, технология, форма, материал, – а потом заказчик под неё. Почему не наоборот – сложно сказать. Важный этап – стилистически подогнать одно к другому, поженить идею и заказчика.

Есть консервативные заказчики в плане стиля, но нормально относящиеся к новациям. Есть старые деньги, с партийно-банковским бэкграундом – основные потребители итальянской классики. Но есть и новые – из IT-среды, с хорошим вкусом, пониманием стилей стимпанк, киберпанк, индастриал. Им не надо объяснять, в чём ценности уникальности и «настоящести». Для них это важнее, чем «дорого-богато».

Я не использую имитаций. Настоящие материалы – для меня и проще, и выгоднее. Имитация – это масс-маркет

Использую сталь, медь, серебро, углепластик, дерево, хрусталь, пеньку. Приличный по качеству материал за исключением дерева и хрусталя – импортный. Тайвань, Индия, Германия делают качественный полуфабрикат (полированный лист, трубы). Фурнитура, кабель и крепёж – немецкие. У наших часто просто нет таких позиций.

Материалы я покупаю в магазинах DIY или у их поставщиков. Зачастую материал лучше покупать вообще у тех, кто его обрабатывает (напыление, резка). Некоторые вещи приходится поискать – нержавеющие трубки, например. Или фактурный рифлёный металл – его везут из Германии маленькими листочками, а мне нужны большие листы.

K-lama

Прочностные требования у меня невысокие, поэтому отбор материала идёт по внешнему виду. Иногда какая-то доска или брус зацепит и откладывается на полку в мастерской, ждёт своего часа.

Лампы, патроны и прочую электроначинку я покупаю исключительно немецких производителей. Они продаются в специализированных питерских магазинах.

Помимо меня в работе над проектами участвует как минимум четыре подрядчика – резка, покрытие драгметаллами, сложная металлообработка и т.д. Всё в Петербурге. У нас много кого можно найти.

Ассортимент

Ассортимент покрывает люстры от 80 см до 16 м диаметром, а также торшеры и настольные лампы в стилях рустик, киберпанк, шале, индастриал, мидсенчури. Последняя коллекция «Киборги» сделана в стиле киберпанк. Она окончательно сформировалась в начале 2021 года, основная идея – сочетание дерева и металла, живого и неживого.

В этом году я больше новинок делать не планирую. Сейчас я сосредоточился на производстве крупных светильников для общественных пространств.

K-lama

Некоторые светильники так и не получились. Где-то не нашёл материал, технологию. Например, была у меня идея светильника с проекцией на потолок, но заменить элемент, который создает изображение в проекторе, я технологически не смог. Пришлось отложить.

Специфика бизнеса

Этот бизнес целиком строится на личных отношениях. Всё же люди любят красоту. Проще всегда договориться с поставщиком, когда ты наглядно объясняешь. Обычно у них заказчики более скучные, а тут начнешь показывать, пол-офиса сбегается посмотреть. Люди раскрываются, советуют, делятся знаниями, хотят помочь. И так везде.

Уникальность и малосерийность отметают множество технологий – штамповку, например, или литьё. В масс-маркете одна деталь – у меня пять. Но это же даёт и другие выразительные средства.

Валюта влияет – дорожают комплектующие и материалы, да и заграничный свет становится сильно дороже. Сейчас авторский светильник стоит чуть дороже серийного европейского или американского. Это обстоятельство увеличивает рынок для меня.

K-lama

Есть сезонность. Летом – провал, связанный с ремонтом. Свет все обычно планируют покупать к концу лета, реально покупают осенью. Пик продаж – декабрь. Но в этом году ситуация с ремонтами на меня не влияет.

Есть и ещё проблема: обычно, когда дело доходит до светильников, деньги у заказчиков уже заканчиваются. Нужно понимать, когда приходить. В храме, который строится, мне говорят: через три года приходи. А прихожу я в храм, который уже лет десять стоит, мне говорят: как ты вовремя!

Часто бывает, что люди ищут светильник на замену – спустя пару лет после ремонта. Торшеры вообще редко покупают сразу.

Продвижение и продажи

Название компании я придумал, не особо напрягаясь. В этом бизнесе коммуникации бренда и потребителя спорадические. Покупка светильников – очень редкое событие, никто специально не интересуется брендами, не запоминает их. Выбирают по карману и то, что нравится – зачастую спонтанно. Важно «быть на полке» и наладить коммуникации В2В. А тут важнее репутация, связи. Нужно делать качественные вещи и всё время удивлять.

Реклама в нише дизайнерского света работает плохо. Ну, вот вышла партнёрская реклама на глянце в «Dessert Дайджест» – толку никакого. Это не массовая тема. Да, может сработать контекст, направленный на запрос по элитным подаркам, но пока до него руки не дошли.

K-lama

Продвижение бренда среди массового потребителя бессмысленно. Нужно выходить напрямую. То есть то, что можно увидеть, пощупать, посмотреть.

В выставках я пока не участвовал. Это месяц работы, приличные вложения. Выхлоп от неё сложно прогнозировать. Разочаровали онлайн-сервисы продаж, онлайн-ярмарки. Их губит отсутствие модерации и сегментирования. Мои изделия там погребены под массой ширпотреба. Вкладывать туда усилия по местной рекламе бессмысленно.

Другое дело – если бы появилась электронная альтернатива глянцу. Например, влиятельный YouTube-канал о дизайне, в том числе предметном. Обзоры классных вещей, воспитание вкуса. Откуда пошло, какой смысл. Это могло бы быть интересно.

K-lama

Мой клиент – это заказчик. Не дизайнер, не декоратор, не менеджер по закупкам. У меня много знакомых в кругу обеспеченных людей. Я сам так жил. Я знаю, что влияет на их решения. Например, у меня в квартире нет ни одной пластиковой детали. Меня от него просто трясёт.

Продвижение здесь завязано на продукте. Плюс сарафанное радио. Если светильник где-то висит и радует сотни людей, его показывают гостям и обращают внимание на уникальность – вот он тебя и продаёт, а не ты его. Качество и репутация – вот о чем нужно думать. Тогда тебя не стыдно порекомендовать.

Что дальше

Проекту всего полтора года. Я прошел стадию проверки гипотез – по качеству продукта и наличию ниш. В первом вопросе мне было важно услышать мнение профессиональных дизайнеров и закупщиков. Их одобрение многое значило. Подтвердилась гипотеза о том, что хороший продукт на первом этапе важнее маркетинговых усилий. Обещания и эскизы – это здорово, но светильник нужно увидеть, пощупать, включить.

Прямые продажи оказались эффективнее онлайн и офлайн каналов. Реальный эксклюзив оказался выгоднее малых серий. Некоторые крутые западные бренды и вовсе являются компаниями одного удачного продукта. Делают его годами и засуживают плагиат. Так тоже можно.

Сейчас у меня в работе храмовый светильник диаметром 4 метра. На что-то ещё нет ни времени, ни сил, ни желания. Этот бизнес не перевалишь на исполнителей, чтобы самому рвануть ещё куда-то. Да и есть куда двигаться.

Тиражировать такой бизнес можно благодаря мелкосерийному производству. Я планирую привлекать ещё людей – сначала с профильными навыками, затем, может, учеников. Может потом, когда соберусь на пенсию, будут свои молодые дизайнеры.

Меня восхищают маленькие семейные мастерские, которые стали большими и известными, не теряя в качестве. Делают яхты, мебель, светильники. Их становится всё меньше, но эффективные технологии становятся доступны в малых тиражах, растёт спрос на индивидуальность. Будет ренессанс.

Константин Ламин

Читайте также:

Место на стене – ниша для бизнеса: как заработать на постерах.
Ветер – это сила: как заработать на увлечении яхтингом и мечтах о море.
Палатка XXI века: как заработать на автономном жилье для путешественников.
biz360

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector